История четырех костромских крепостей

История четырех костромских крепостей

Среди несуществующих костромских кремлей можно заблудиться. Археологи нашли следы древнейшего детинца на пересечении улиц Островского и Пятницкой. Реконструированные планы города за XVII века переносят «Старый город», на восток — и беседка Островского на улице Чайковского даже услужливо указывает здесь на остатки валов. Аккурат, между двумя этими призрачными крепостями, опять же согласно старым картам, находилась еще одна. Сколько кремлей было в Костроме? Почему ни один из них не сохранился до наших дней? И почему Лжедмитрий и Романовы прятались не в городской крепости, а в Ипатьевском монастыре — четвертой крепости Костромы?

Первый кремль не простоял и двух веков

По версии Василия Татищева Кострому основал Юрий Долгорукий в 1152 году, и он же поставил крепость на левом берегу Волги. Но впервые Кострома упоминается в Воскресенской летописи в 1213 году при описании борьбы между сыновьями князя Всеволода Большое Гнездо, княжившего с 1176 по 1212 год. Этот волжский город достался в числе прочих старшему сыну князя Константину, но этого ему показалось недостаточно, и он позарился на Владимирские земли, отошедшие по отцовскому завету младшему брату Юрию. Костромские люди поддержали младшего наследника, и тогда Константин поджег свой город (И пожже ю всю, а люди изымаша). Вскоре страсти улеглись, Константин одержал победу, а Кострому то ли в 1216, то ли в 1217 году передал своему малолетнему сыну Василию.

Вероятно, в начале XIII века и была заложена древняя крепость. Не исключено, что ей предшествовали укрепления, возведенные во время правления Всеволода, но они были уничтожены пожаром. Во время раскопок 1951 года на пересечении Пятницкой и Островского археологами были найдены слои XII веков, что якобы подтверждало легенду о Юрии Долгоруком. Учитывая то, что раскопки проводились аккурат в канун празднования 800-летия (отчет вели от 1152), то открытия советских ученых могут показаться несколько натянутыми. Краевед Соболев в 1983 в своих «Краеведческих записках» утверждал, что первый кремль был основан в 60-70-е годы XIII века, когда Кострома в течение 5 лет являлась столицей Великого Владимирского княжества.

По последним археологическим данным, приведенным в «Историко-археологическом очерке Костромы», считается, что город как крупное торговое поселение был сформирован уже к середине XII века, но укреплений до начала-середины XIII века не имела.

В детинце находилась Федоровская церковь, по всей видимости, древнейшая в городе. Краеведы Евгений Арсюхин и Наталья Адрианова говорят, что именно в этой церкви в 1276 отпевали князя Василия Квашню, а в 1320 тут венчался тверской князь Константин Михайлович с дочерью московского князя Софьей. В 1769 году на месте неизвестно когда разрушенной святыни построили Богоотцовский собор с Федоровским приделом в стиле барокко. В конце XIX века вокруг собора археологи попытались отыскать останки Василия Квашни, но не нашли. После революции собор был разрушен.

Сама крепость была разрушена еще раньше. Принято считать, что Кремль был уничтожен пожаром (не простояв, получается, и двух столетий), и в 1416 году московские князья перенесли крепость на юго-восток, на место, где сейчас находится Центральный парк.

«Старый город» стал парком еще при Екатерине

Новый кремль, позднее именуемый «Старым городом» встал на более высокий холм и занял большую площадь, нежели его предшественник. По описанию историков в 1679 года и реконструированному плану города за XVII век, крепость была защищена стенами с 12-ю башнями. Издание «Археологическая карта России. Костромская область» сообщает о 14-ти башнях. Центром кремля являлся Успенский монастырь с приделом Федора Стратилата. Некоторые исследователи XIX века, считавшие «Старый город» первым кремлем Костромы, полагали, что монастырь был основан в 1250-1270 году при Василии Квашне. Но уже тогда копатели не нашли кладки древнее XVII века.

В 2007 году ВГТРК в Костроме сообщало об обнаруженных на месте Успенского собора следах более древних построек, относящихся якобы к XIII веку. Фрагментами древних церквей были названы всего лишь два скола керамической плитки. В статьях городских ресурсов за 2008-2009 годы вновь говорится о том, что на территории кремля «никаких остатков каменного здания собора XIII века археологи пока не нашли».

Успенский собор перестраивался несколько раз. После пожара 1654 года его практически полностью изменили его облик за счет расширения. Значительной реставрации собор подвергся в 1773 и в 1843 годах. В 30-х годах XX века церковь была взорвана.

Здвиженский монастырь переписчик XVIII века описал как ансамбль из теплой и летней церкви и колокольни. Монастырь сгорел в 1773 году и более не восстанавливался. Рядом стоял храм Похвалы Пресвятой Богородицы, однако его точное месторасположение уже в XIX веке было забыто. Чуть севернее Успенского собора уже в период описи дряхлели руины церкви Живоначальной Троицы.

Также на территории «Старого города» находились светские здания, хозяйственные постройки, осадные дворы (небольшие хоромы) и частные дома. Осадный двор возле Успенского собора принадлежал матери Михаила Романова, Марфы, в миру Ксении Шестовой. Служителям монастырей отводилось семь осадных дворов. Всего в кремле насчитывалось почти две сотни дворов и домов. Не исключено, что большинство из них появилось во времена смутного времени, когда многие московские бояре надеялись укрыться здесь от столичных бедствий, еще не предполагая оказаться в самом центре событий.

В XVIII веке «Старый город» медленно, но верно приходил в упадок. Переписчики 1769 года отмечали запустение, утерю оборонительного значения крепостными стенами. Этому во многом способствовал новый генеральный план города, разрабатываемый при Екатерине II, и утвержденный в 1781 году. По новому плану Кремль после пожара 1773 года решено было не восстанавливать, и часть территории крепости разбили на бульвары. Здесь же этих был построен Богоявленский собор с четырехъярусной колокольней, разобранной в 1933 году.

Народная крепость смутного времени

В начале XVII века в самый разгар смуты в Костроме случился прецедент — уставшие от нежданных визитов поляков горожане стали возводить собственную народную крепость. Масштабное строительство гражданского кремля началось в 1619 году, когда на троне уже воцарились Романовы. Вероятно, мощные стены сооружались впрок, на случай других возможных волнений.

Кремль поставили впритык к уже существующей крепости и назвали его «Новым городом». Территория народного детинца примерно в два раза превышала площадь «Старого города», была ограждена стенами с 12-ю башнями и рвом с перекидным 32-метровым мостом. Селились здесь в основном торговцы и ремесленники, давшие улицам весьма незамысловатые названия — Мыльный переулок, Челков, Суслов. Гора, на которой возвысился «Новый город» получила название — Молочная.

На главной площади кремля стояли деревянные, стилизованные «под камень» церкви Николая и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1672 году здесь построили первую каменную церковь Иоанна Златоуста. Здесь же находились таможня, земская изба, амбары, гостиный двор, осадные избы и различные общественные дворы. Все было разобрано в XVIII веке.

Кострома. Торговые ряды, сохранившиеся со времен 18 века.Валы нового города стали разрушать с 1743 года и практически закончили к 1779-му (как и в «Старом городе»). Незначительные остатки срывали до 1824 года. В Новом городе начали строить торговые ряды (Красные, Мелочные, Пряничные, Квасные, Рыбные, Мясные, Шорные, Малые Мучные, Большие Мучные, Дегтярные, Овощные, Масляные). Хотя, согласно старым источникам, торговля здесь шла еще до возведения крепостных стен.

Ряды с севера сегодня смотрят на площадь Сусанина, спроектированную в духе классицизма. Самая высокая точка площади — Пожарная каланча (1823-1826), справа от нее — Гауптвахта (1825), далее — частный дом Борщова, (1830-е), дом притча Благовещенской церкви и Присутственные места (1809). Все это замыкается в полукруг. Когда-то в его центре был установлен памятник Ивану Сусанину. В советское время монумент снесли и поставили новый, более мощный, между торговыми рядами.

Крепость главная — Ипатьевская

При всем обилии и многообразии костромских кремлей, ни с одним из них историки не связывают каких либо существенных исторических событий. Зато колоссальную историческую нагрузку принял на себя не Кремль, а легендарный Ипатьевский монастырь, укреплениям которого позавидовала бы самая мощная княжеская крепость.

Когда и кто заложил на правом берегу Волги святую обители, неизвестно. В средневековых хрониках монастырь впервые упоминается в 1432 году, но уже как крупный, богатый и во всех смыслах развитый православный центр. Легенды приписывают основание монастыря то некоему Чету, Золотоордынской Мурзе (XIII век), то Василию Квашне (тот же XIII век). Упоминая последнего, говорят, что тот изначально строил именно крепость.

Как бы то ни было, в конце XVI века тихую обитель облюбовал Борис Годунов. «Только с 1586 по 1591 год монастырь получил от Годуновых одну тысячу рублей и несколько сел с землями. В результате пожертвований одних лишь Годуновых, земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 году обитель владела более чем 400 селами, став четвертым среди всех российских монастырей-землевладельцев», — пишут Евгений Арсюхин и Наталья Андрианова.

Во время смуты монастырь играл особую роль. Здесь рассчитывал укрыться в случае возможных политических неудач Борис Годунов, предварительно как следует, укрепив «свое убежище» и обеспечив его перестройку в камень. В стенах обители прятался Лжедмитрий II, известный еще как Тушинский вор. В монастыре отыскали Михаила Романова с матерью, и именно здесь его «уговаривали» на царство.

Монастырь в XVI-XVII веках мало напоминал скромное поселение отрешенных от мирской суеты иноков. Его территория была ограничена стенами высотой 6 метров (Михаил Романов позже приказал увеличить до 11 метров) и толщиною 5 метров и длиной почти 520 метров (после воцарения Михаила — 826 метров) с 8-ю башнями. Стены были приспособлены под установку пушек, а в башнях сосредотачивались оружейные и пороховые склады. А ведь монастырь защищали и естественные преграды Волга и Святое озеро.

На территории монастыря помимо таких исключительно религиозных построек, как Троицкий собор со звонницей, Архиерейский и Братский корпуса и Богадельни, находились палаты бояр Романовых, кузница, житный двор. А еще в XVIII веке обнаружилось, что постройки монастыря соединены подземным ходом, который в XIX столетии вновь затерялся.

Сегодня Ипатьевский монастырь — город-музей. Историческую и культурную ценность представляют и его окрестности. Здесь расположен музей деревянного зодчества. Весьма любопытны прогулки по Богословской слободе и вдоль Святого озера. Самое главное преимущество монастыря и его окрестностей заключается в том, что он все-таки сохранился, чего не скажешь о центральных крепостях. И весьма неплохо.