Ярославский кремль: Спасо-Преображенский монастырь или Рубленый город?

Купола церквей на территории Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле.

Сердце любого крупного древнерусского города — это, конечно, кремль. И чем более влиятельным и славным считался город, чем более амбициозными являлись его основатели и правители, тем значительнее должна быть и его центральная крепость. Вот, к примеру, Ярославль. Разве не являлся он крупным административным и торговым центром в средневековой Руси? Значит и Кремль его должен поражать своим величием и могуществом? Но именно в этом городе на Волге понимаешь, с кремлем здесь что-то не так. Но что?

Ярославль — Великий Новгород?

Отправляясь в Ярославль, я ожидала увидеть нечто невероятное — если не великий кремль собственной персоной, то хотя бы следы былой его могущественности. Ожидания мои подкреплялись еще и содержанием просмотренной накануне передачи о новой хронологии Анатолия Фоменко и Глеба Носовского. На ней я остановлюсь более подробно.

Дело в том, что авторы фильма подвергли сомнению древность Великого Новгорода на Волхове, ровно, как и его «величие». По их версии, роль летописного Новгорода в средние века играл целый ряд городов, центром которых был Ярославль.

В доказательство своей гипотезы математики привели ряд, казалось бы, логичных аргументов. От несостыковок в дендрохронологии (исследование «слоеного пирога» древних деревянных мостовых) Новгорода на Волхове до нелогичности передвижений великих князей. Путь которых из Москвы или Ростова Великого до Костромы, если верить летописям, лежал через Великий Новгород, образуя нехилый крюк. Аргументов было много, но не о них сейчас речь.

На стенах ярославского кремля-монастыря у бойниц.Больше других мне запомнилось критическое описание новгородского кремля — дескать, и постройки совсем не выдающиеся, в большинстве своем датированные XVII-XVIII веками, и двор крохотный. Еще занимательнее сравнение территории крепости на Волхове с площадью древних монастырей Москвы и Ростова Великого, длина стен которых приблизительно равна периметру новгородского кремля.

А в противовес привели протяженность стен «города-крепости Пскова», которая достигала 9 (!) километров. Из этого авторы новой хронологии сделали вывод: «По масштабам того времени, новгородский кремль — всего лишь довольно скромный монастырь. Приводить параметры Ярославского кремля, сравнение с которым очевидно должно было расставить все точки над «i», исследователи не стали.

Зато цитаты из других статей Фоменко и Носовского делают отрыв Ярославля от совсем даже «невеликого» Новгорода еще более значимым.

Цитата первая:

«Всем известно знаменитое Новгородское вече, собрание. Оно происходило на так называемом Ярославовом Дворе в Новгороде. В новгородских грамотах так и писали «люди Новгородские решили на вече на Ярославле дворе» В XVI веке на Ярославовом Дворище останавливался Иван Грозный во время своего пребывания в Новгороде. Историки считают, будто Грозный подумывал даже о переносе столицы в Новгород. Как ни странно, современные археологи и историки так и не могут найти даже следов этого знаменитейшего места в современном Новгороде на Волхове».

Кроме того, в упоминаемой уже передаче сообщалось, что место это якобы все же было найдено в Новгороде на Волхове. Но оно оказалось настолько крохотным, что едва ли способно было вместить и полсотни человек.

Цитата вторая:

«Искать знаменитое летописное Ярославово Дворище в городе Ярославле долго не надо. Это, очевидно, известный Ярославский Кремль. Отметим, кстати, что, по мнению современных историков, название «кремль», которое сегодня сами ярославцы прикладывают «по незнанию» к Ярославскому Кремлю, — название якобы неправильное.

Памятная мемориальная мраморная доска у входа в Спасо-Преображенский монастырь Ярославля.Нам говорят, что правильнее называть Ярославский Кремль монастырем. Поскольку он якобы «никогда не был резиденцией князя». Отметим, что Ярославский Кремль — это белокаменный кремль. Такой же, каким раньше, как считается, был московский, столичный Кремль. Слово «дворище» означало попросту двор князя, то есть Кремль».

Сложновато. Но воспринимаются эти два утверждения вкупе с другими аргументами примерно так: Новгородский кремль мал, тесен, не очень уж стар и вообще как кремль не состоятелен. А вот кремль в Ярославле — совсем другое дело. В противовес разбитому в пух и прах новгородскому кремлю я ожидала увидеть на Волге истинно древний, огромный и вообще во всех смыслах особенный кремль.

Официально кремлем в Ярославле принято считать «Рубленный город», располагавшийся ранее в месте слияния Волги и Которосли, но, увы, не сохранившийся до наших дней. Оставивший после себя лишь пару перестроенных церквей.

Чуть западнее этого исторического места раскинулся Спасо-Преображенский монастырь, основанный, если верить путеводителям, в XII-XIII веке (на этот счет путеводители спорят друг с другом). Этот-то архитектурный комплекс многие и называют сегодня кремлем. А авторы новой хронологии, как отмечалось выше, считают этот монастырь настоящей древней крепостью. Стоит рассказать о нем подробнее.

Монастырь, как княжеская резиденция

Даже невооруженным глазом видно, что территория монастыря совсем не обширна. Так, если протяженность стен новгородского кремля достигает 1487 метров, то длина стен Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле составляет всего 820 метров. Да и то, такой длины укрепления достигли только в 1621-1646 во время перестройки после месячной осады отрядов пана Будзило и воеводы Наумова в 1609 году (события смутного времени). Тогда же в середине XVII века появились каменные Башни и Водяные ворота.

Вид сверху на территорию Спасо-Преображенского монастыря.Площадь территории монастыря в путеводителях не называется. Пришлось вычислять ее самостоятельно при помощи линейки. Разбив на карте неправильный пятиугольник, квадрат и два треугольника, вычислив по известным всем из геометрии формулам площадь всех трех фигур, я получила, что площадь монастыря по самым грубым прикидкам не превышает 4,5 Га. Территория новгородского кремля охватывает 12,1 Га.

В общем, монастырь тесноват, и внутри его убеждаешься в этом еще больше. И без того небольшие строения стоят почти впритык друг к другу. Но может быть, это теснота компенсируется древностью построек?

В народном каталоге православной архитектуры нахожу такие строки: «Древнейший из сохранившихся в городе храмов — Спасо-Преображенский собор, первоначально воздвигнутый в камне в 1216-1224 годах. Существующий собор был построен в 1506-1516 годах по образцу Благовещенского собора Московского кремля, предположительно итальянскими мастерами».

Указатель на экспозицию места находки «Слова о полку Игореве».К слову. Спасо-Преображенский собор является доминантой монастырского ансамбля. Именно в одном из его приделов, отданного под библиотеку, было найдено легендарное «Слово о полку Игореве», до сих пор вызывающее множество споров о его возрасте.

Этот треглавый собор с забавными смайликами на крестах, опоясанный незамысловатыми галереями соседствует с более поздним архитектурным памятником — Церковью Ярославских Чудотворцев. Причем церковь, наглухо пристроенная к древнему собору в 1825-1831 годах, на святую обитель совсем не похожа — обычное светское строение с колоннами, поддерживающих двухскатную крышу веранды.

Узкий проход отделяет эти такие разные, но вросшие друг друга святыни от белоснежной высоченной звонницы, заложенная в XVI веке, но достроенная в XIX. Больше это сооружение похоже на часовую башню, водруженную на мощный постамент, увенчанный золотыми шарообразными звездами.

К XVI веку относят и строительство Крестовой церкви с отсеченной главой, и скромные Трапезные палаты, кои здесь называют не иначе как аналогом Грановитой палаты в Москве. Этим же веком и последующим датированы Святые ворота, стены и башни, настоятельские покои и кельи. Остальное — новодел. Все это хозяйство легко обозреть, поднявшись на невысокие крепостные стены.

Рубленый город

Официально принято считать кремлем несохранившийся «Рубленый город», располагавшийся на стрелке слияния Волги и Которосли. С географической точки зрения — это и, правда, идеальное место для Крепости, треугольный язык с двух сторон окружен естественными водными преградами и глубоким Медведицким овраг, по которому в старину тоже вроде бы протекала небольшая речка.

По легенде, до появления в этих местах Ярослава Мудрого на этой стрелке было Языческое святилище, что лично мне тоже кажется весьма правдоподобным. Если бы передо мной стала необходимость провести парочку языческих обрядов — то я бы тоже остановилась на этом островке. А если бы я была великим князем, стремившемся установить новые православные порядки, то именно на «капище неверных» я бы и возвела пару церквей и дворец для себя любимой. В общем, именно здесь срубил из дерева Ярослав Мудрый свою крепость.

Считается, что периметр Рубленного города превышал чуть более километра. Согласно плану 1813 года, на севере кремль ограничивался Церковью Тихона Чудотворца (она же Ильинско-Тихоновская церковь), на северо-западе — Церковью Николы Рубленого. Если на основе этих ориентиров восстановить кремль на карте и измерить протяженность его укреплений то периметр, действительно не превысит 1200 метров. А площадь крепости не выйдет за пределы 8 Га — как видим. Кремль в этом случае то же не предстает черезчур просторным.

По описи 1648 года деревянные укрепления детинца состояли из двух «башен проезжих, десяти глухих да 12 прясел» (участки крепостной стены между двумя башнями). Под защитой этих стен находились воеводский дом (до 1501 года — княжеские палаты, которые были полностью разрушены.

После 1813 года, на месте Воеводского дома был построен Демидовский лицей.) архиерейские палаты и городской собор.

В 1658 году все здания сгорели. После этого были построены каменные укрепления. До наших дней сохранилась Подволожская башня (Волжская, Арсенальная).

Если вновь взять план 1813 года, то видно, что на территории кремля находилась сохранившаяся до наших дней Церковь белоснежная пятиглавая Николы Рубленного, построенная в 1695 году. Считается, что сохранилась и Ильинско-Тихоновская церковь, заложенная, если верить преданиям, самим Ярославом Мудрым, перестроенная в камне в 1684 году. Но можно ли считать сохранившейся церковь, которую в XIX веке превратили в пузатый особняк с колоннами?

Также на территории кремля некогда возвышался Успенский собор, заложенный в камне в 1215 году, перестраивавшийся в 1510 и в середине XVII века и снесенный в 1937 году. Сейчас находится в процессе восстановления. Кстати в 2004 году в ходе раскопок перед заложением фундамента здесь, по сообщениям Интерфакса, было обнаружено около 2,5 тысяч предметов XIII-XVII веков и три захоронения, датированных XIII веком. Останки отнесли к возможным жертвам во время взятия Ярославля монголо-татарами.

О массовых захоронениях под Успенским собором сообщали и Фоменко с Носовским, правда они отнесли их к XVI веку и связали его с битвой опричников Ивана Грозного с новгородцами (по их версии центр Великого Новгорода был именно в Ярославле).

Вопросы, вопросы...

Но что случилось с Рубленым городом? Куда исчез кремль древнего города, в то время как многие другие менее значительные города сохранили свои крепости? Этот вопрос терзал меня больше других.

Официально все объясняется просто. Упадок Рубленого города связывают с принятым при Екатерине II решением сделать центром городской застройки площадь вокруг церкви Ильи Пророка в Земляном городе. И тогда укрепления были срыты, овраг частично засыпан, из Земляного города в Рубленый был перекинут Семёновский мост. Такое объяснение порождает новые вопросы. Например, зачем нужно было срывать стены? Не проще ли было оставить все, как есть, выстраивая себе новый центр в отдалении (где это и делалось)?

Еще один вопрос как ярославские картографы в 1813 году определи границы Кремля, если этих самых границ к тому времени уже не было? Почему археологи находят слои XI века не на территории кремля, а за его пределами, например у здания Медакадемии, которая расположена на 300 метров дальше?

А почему Кремль вообще должен быть территориально большим? А может быть, чем древнее кремль, тем он меньше?

Длина стен нижегородского, коломенского, вологодского кремлей, построенных в XVI веке, превышает двух и даже трех километров.

Укрепления Псковского кремля (XI век) протянулись примерно на 900 метров (длина стен города-крепости Пскова, о котором говорилось в упоминаемой выше передаче Фоменко и Носовского ничего общего с укреплениями древнего «крома» не имеют). Площадь детинца составляет примерно 3 Га. Длина стен Ярославского кремля-монастыря едва перевалила за 800 метров, Рубленого города — за километр. Новгородский кремль ограничивается периметром в 1487 метров, и это если учесть, что крепость практически полостью перестраивалась в 1478 году, после того, как Новгород вошел в состав Московского государства.

Однако едва ли можно подтвердить эту гипотезу. Так, например, стены древнего Ростовского Кремля достигали 2700 метров. А укрепления Астраханского кремля, возведенного в конце XVI века, не дотягивают и до полутора километров.

Евгения | 83.220.238.233
Виктор сказал(а):
Я, скорее всего, постарше всех комментаторов на этой странице. Альтернативным изучением прошл...

Виктор, здорово, что вы так долго занимаетесь изучением Истории и откликнулись на эту тему. Что вы можете сказать на счет теорий Фоменко, Носовского исходя из ваших знаний? Согласны ли вы с ними? И что можете порекомендовать к изучению альтернативной истории Руси? Спасибо

Егор | 91.151.207.29

О настоящих размерах старого кремля можно судить, если взглянуть на современную карту. У меня сложилось впечатление, что стена проходила через Знаменскую башню вдоль улиц Первомайская, Которосольная наб., Волжская наб. Тогда протяженность стены у меня получается примерно 4 км и внутри оказываются и Детинец и монастырь.

Дмитрий | 176.241.99.174

Спасо-Преображенский монастырь не является и никогда не был ярославским кремлём. Ярославским кремлём было огромных размеров и силы оборонительное сооружение с двумя десятками башен. Часть их сохранилась до наших дней. Огромная Знаменская башня соперничает своей величиной даже со столичными башнями Московского Кремля. Я проходил под её сводами – это настоящий тоннель, где в летний день стоял могильный холод и около 50-ти торговцев цветами, в два ряда, продавали свой, любящий прохладу, товар. В Волжской башне помещается трехэтажное кафе. Впишите между ними прямоугольник и поймёте, какое это было исполинское сооружение! А Нижегородский кремль - это, похоже, и правда, монастырь, похожий на Спасо-Преображенский.

Виктор | 213.87.128.162

Я, скорее всего, постарше всех комментаторов на этой странице.

Альтернативным изучением прошлого нашего отечества начал заниматься примерно с десяти лет. После того как прочитал книгу Яна "Батый" и сказал: не верю.

Весь, собранный мной материал за 50 лет исследований,говорит об одном: город на озере Ильмень никогда не был центром Руси. Если вы внимательно прочтете текст Радзивилловского списка в его первоначальном начертании, то увидите. Озеро ильмень там пишется ИЛмерь. Мерь, это народ, который жил вокруг озера Неро, та, где расположен ныне город Ростов. Ил похоже на сапропель, которым богато озеро Неро. Илмерь, это древнее название озера Неро, которое переехало из московии на новое место вместе с названием Великий Новгород.

Да и Великий Новгород это вовсе не единый город. Городо в древние времена называли просто огороженное место. А после того, как поселения стали огораживать, они получили название город, в отличие от поселения без ограды. Великий Новый Город, это обозначение территории между двух рек, Волги и Оки, главный город которой периодически менял свое положение, что способствовало гармоничному развитии Московии в целом.

Эд | 217.118.78.42

Спасибо Марина за рассказ. Хоть и прошло столько времени, но комментарии пишут до сих пор.

Вот Юле дают пищу для размышления европейские средневековые карты 14 века Московии, на которых она не находит Вел.Новгород... Интересно, где Юлия привыкла видеть Вел.Новгород, если учесть, что в 14 веке он в состав Московии не входил? На всех мною просмотренных картах, где должен быть Новгород, он на месте.

Ольга увидела на христианских крестах мусульманский месяц (тогда уж полумесяц). Но этот месяц не имеет никакого отношения к символике мусульманства, а это типичная для домонгольского периода форма креста, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы», так называемый «крест накупольный с полумесяцем». («Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь». /Евангелие от Иоанна) Таким образом, полумесяц под крестом по происхождению является стилизованной виноградной лозой и имеет множество христианских толкований.

По поводу версии Носовского, Фоменко... им видимо наскучила математика и они решили оставить свой след в истории взяв несколько исторических фактов и вставив их в свою математическую систему. К примеру, упомянутый в Вашей статье аргумент о передвижений великих князей, путь которых из Москвы или Ростова Великого до Костромы, если верить летописям, лежал через Великий Новгород, образуя нехилый крюк. Но при этом как-то забыли о походе Ивана Грозного на Новгород в 1569г., где путь его лежал через Тверь, Торжок, Вышний Волочек... видимо этот факт не вписался в их систему, явно не прямой путь к Ярославлю.

Дальше больше... математики пишут: "В состав Господина Великого Новгорода, великокняжеской столичной области, входили следующие города: Ярославль, Ростов, Кострома, Переяславль, Молога, Владимир, Суздаль." Т.е. все перечисленные города - Великий Новгород. Но читаем в их книге выше, где описываются те самые нехилые крюки: "В 1434 году великий князь Василий Васильевич был разбит под Ростовом князем Юрием, после чего убежал в Великий Новгород, а оттуда - в Кострому..." Смотрите, убежал не в Ярославль, ни во Владимир, а в Великий Новгород! Но Кострома и Ростов это тоже города Великого Новгорода (в системе математиков)!?

И что получается князь Владимир просто бегал по Великому Новгороду или всё же Великий Новгород был отдельным городом, а не совокупность городов вокруг Ярославля???

Ольга | 95.106.167.0

Этот треглавый собор с забавными смайликами на крестах, опоясанный незамысловатыми галереями соседствует с более поздним архитектурным памятником — Церковью Ярославских Чудотворцев Это не смайлики-это мусульманский месяц (шеитский или сунитский-зависит от разворота)

П.Г. | 80.85.186.85

Господа, надо внимательнее читать, слушать и смотреть.

Древним Великим Новгородом назван колхоз из нескольких равноправных городов, находящихся вокруг Ярославова дворища! Помните восемь печатей на грамотах Великого Государя?

К сожалению Романовы сожгли все документы, а в печать выпускали только после жесточайшей цензуры(может быть она из-за этого и возникла). Читаешь публикации 19 века о ганзейском союзе и диву даёшься, ну вот прямо сейчас скажут о Волге, Мологе, ярмарке, рассказывают о пути к своим дворам (у ганзейских купцов были свои дворы в ВН с церквями, гостиницами службами обеспечения торговли), и бац - опять Волхов. Конечно Ярославль не Новгород Великий, и дворище не является только кремлём, видимо к тому времени уже существовал обширный посад, а налаженная торговля не предвещала конфликтов. Ездили торговать,деньги большие и золотое кольцо Руси результат. Это то что осталось а сколько порушили.Начали валить прямо после 13 года, чтобы нельзя было прочесть на фресках о былых временах, и до сих пор не могут остановиться. А что мы видим вокруг Новгорода на Волхове? Комментарии излишни.

Ну и ещё один аргумент это Нижний!! Вопрос поставлен но никто из тн историков им не занимается. Вот вымрут эти Данилевские, Сахаровы и им подобные тогда может что то сдвинется с места. Иначе о чём они писали в своих публикациях и диссертациях, если от физиков мы узнаём что пирамиды в Египте строились вместе с Десятинной церковью в Киеве, Радзивилловская летопись написана в 17-18 веке, а о том что при Екатерине II существовала загадочная Тартария к востоку от Урвла нам ни Данилевский ни Сахаров не сообщали, если конечно они сами об этом знают!! я думаю информация есть в Ватикане, их никто и никогда не трогал, если они сами там не поработали.

Евгения | 81.23.110.26

Марина, спасибо за ваше мнение и небольшую экскурсию по городу.
Побывав в Новгороде впервые я не впечатлилась Кремлем - маловат и совершенно не оставляет впечатления столицы Новгородской Руси. Логика нашла оправдание тем, что Кремль отреставрирован под современность, перестроен, достроен в некоторых местах, в связи с этим и такое ощущение.
После просмотра фильма Фоменко, Носовского Новая хронология, я также захотела побывать в Ярославле и присоединилась к версии, что В.Новгород не являлся столицей Новгородской Руси.
Прогулялась по Ярославлю при помощи сервисов Гугла и Яндекс - карты. Хоть это путешествие не сравнится с живым пребыванием в городе, нет возможности прочувствовать атмосферу города, но судя по картам, картинкам - не оставляет впечатления древней столицы Руси (((((
Хоть и хотелось поверить в версию Фоменко, Носовского.
Благодарю всех за комментарии, познавательно и интересно узнать альтернативные мнения по поводу версии Носовского, Фоменко

Василий | 194.71.85.66

Марина, присоединяюсь - очень интересно написано.
Хотел бы добавить пару своих комментариев. В Новой Хронологии критикуют длину стен Новгородского кремля не для того, чтобы сопоставить ее с Ярославским - а для того, чтобы потом ввести утверждение, что Великий Новгород - это не город, а "страна городов". Ярославль же это - один из концов Великого Новгорода, в частности место, где проводилось вече. Ярославль Фоменко сравнивает не со всем Новгородом, а с тем местом, которое в Новгороде на Волхове называют "Ярославово дворище". Оно там действительно очень и очень маленькое...
В общем согласно Фоменко Ярославль - это не сам Великий Новгород, а лишь одна из его частей - именно поэтому и не происходит сравнения стен Кремля.

Плюс вспомните, что Ярославль все-таки был разрушен во время Ивана Грозного, поэтому нам ничего не осталось с тех времен...

Юлия | 88.215.175.158

Да, любопытная история. Спасибо за размышления, с удовольствием прочитала!
Была и в Вел.Новгороде и в Ярославле ещё до просмотра фильма Фоменко и Носовского, и могу сказать, что мысли о несоответствии с историческими летописными "фактами" возникали и у меня раньше, мучают и сейчас. Территория детинца Ярославля могла быть намного больше сохранившейся огороженной стенами в Новгороде. Посмотрите, какой в Ярославле высокий берег, где предположительно был Кремль и детинец (насыпан специально во время строительства оборонительных стен?) Другой момент: Известно, что в Софийском Соборе есть захоронение новгородского архиепископа Василия, в словаре Брокгауза-Ефрона (1890—1907) указано, что скончался он 3 июля 1352 г. Любопытно, были ли исследованы останки, подтвержается ли время. Вероятно, это может подтвердить либо опровергнуть строительство собора в 11 в.
Пищу для размышлений дают и европейские средневековые карты, есть и в интернете выложенные, где зачастую обозначены в 14 веке, например, Московия, из городов самые крупные Вологда и Псков. Есть небольшая Ладога, а Вел.Новгорода - где мы привыкли его видеть - нет и в помине.
Ещё есть информация, что в арабских источниках 10 в. сообщается о 3 центрах русов: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (место не установлено. Моё предположение -). Может эти тексты помогли бы пролить свет - где она Славия, этот настоящий НОВГОРОД ?
По образованию я культуролог, преподаю этот предмет в университете, оч.хочется узнать истину.