Мифы и легенды верхнекамских коми

Фрагмент картины художника Игнатова В.Г.  «Мы из глубокой старины».

Версии происхождения коми-пермяков, предложенные профессорами и академиками, по традиции, скучны и банальны. Ну, ходили-бродили по северным равнинам, лесам и горам какие-то неведомые племена, женились друг на друге, обменивались рецессивными и доминантными генами, и вообще всячески культурно взаимодействовали, тоска одним словом. Другое дело легенды и мифы о братьях Остъясе и Ошъясе, чудско-пермяцком вожде Кудым-Оше и сыне его славном Пере-богатыре.

Изгнанные из коми-рая

Если верить преданиям пермяков, род коми идет от вышеупомянутых братьев. В очень давние времена, эпоху мифического изобилия, пожалуй, до нашей эры, Остьяс и Ошьяс правили чудью и поклонялись создателю Ену и боялись разрушителя Йомалю. Последний питался исключительно человечинкой и славился отменным аппетитом. А братья, в свою очередь, до людского ресурса уж шибко были прижимисты. Однажды, сев на пенек, да сведя дебет с кредитом, решили они, что уж больно накладно получается Йомаля задабривать. Собрались с силами, да и заявили с вызовом богу-людоеду, что все, мол, умаялись, сам теперь кулинарничай.

Тот, само собой в долгу не остался. Наслал на ослушников своего самого голодного коршуна-громоклювника. Злая птица загнала чудинов в дальние леса, а они даже не устали, а у нее-то уж почти все горючее иссякло. Пернатая запустила в землю перо, и на его месте выросли перед изгнанниками непролазные Рифейские горы. Стала чудь по пещерам прятаться, да и схоронилась так почти в полном составе.

Только все поутихло чудь, повылазили уцелевшие, нагулялись вдоволь по тайге, и давай на выборы собираться. Хоть и не владели тогда технологиями по фальсификации, но почти единогласно электорат проголосовал за богатыря Кудым-Оша. Может, программа его и не покушалась на оригинальность, зато был он ростом раза в три выше всех остальных — а это, как ни крути, аргумент. Да и маменька его была знатная колдунья, даром, что одноглазая. А отец-медведь — жрецом-памом. Таким, сами понимаете, лучше не перечить.

Основание Кудымкара

Герб города Кудымкар.Вопрос на повестке дня стоял не простой. Избраннику народному предстояло найти новое место для своего племени — в тайге то им непросто приходилось, да и во временном лагере Сылпане тяжко было от соседей отбиваться. И пошли они по Иньве искать новый Эдем. Шли-шли, и вдруг молвит Кудым: «А давайте на красной круче Изъюра построим новый кар». Люди встрепенулись было, да сразу и примолкли: как возразить человеку-медведю. Но неужто же он сам позабыл, что на Изъюре — жилище богов, да священные кладбища предков. И только ведунья Чикуш, что-то там заикнулись про то, что могут и руки отсохнуть от такого кощунства.

Но вождь настаивает, дескать, все в этом мире переменчиво, где вечера боги ужинали, сегодня не зазорно и людям позавтракать и добавил: «кому не жаль головы, так и быть, пусть здесь остается». Убедительная получилась речь, но Чикыш все равно продолжила гнуть свою оппозиционную линию. «Ослушник будет ползать всю жизнь на четвереньках!» — закончила она свою гневную тираду. От такого пророчества Иньва заревела навзрыд, так что камни из берегов ее вымыло. А Кудым призвал на подмогу яркое Шонди: «Солнце ясное! Открой ты людям глаза, дай им разум, покажи, где им жить!». Оно и осветило своими лучами обрыв Изъюра.

Примерно так было основано Кудымкарское городище, действующее с VII по XVII века. Сейчас это памятник родановской археологической культуры. Древнее селище находится прямо в центре столицы Комиокруга на выступе высокого берега Кувы, прямо над городским пляжем. И, конечно, в центре Кудымкара стоит бронзовый богатырь Кудым.

Мохнатая невеста

На этом история основоположника рода пермичей не заканчивается. Народные сказания коми гласят, что прожил он долгую жизнь, порядка 150 лет, за это время культурно и материально обогатил своих подопечных, ибо любил герой мотаться по загранкомандировкам и всегда привозил из походов кучу всякого добра.

Интересен миф и о женитьбе предводителя коми. По одной из версий супругой вождя стала дочь мансийского князя Асыки Костэ. А тут нестыковочка. Ибо Асыка — есть реальный исторический персонаж, живший в XV веке — поздновато для пермского родоначальника. Впрочем, к чему условности? Пермяков же сей факт не смутил. Так вот жениться на Костэ Кудыма надоумила колдунья, желавшая погубить его. Ведьма знала, что Асыка казнил уже многих женихов Костэ, за то, что те в последний момент отказывались от свадьбы. И тому была причина — девица, говорят, красотой не отличалась. Был у молодой маленький такой дефект — борода. Разумеется, выяснялось это только перед свадьбой.

Как и положено сказкам, все закончилось благополучно. Шерсть на лице у Костэ оказалась ненастоящей — маменька постаралась, украсила доченьку, чтобы та сама себе жениха выбрала. Кудым барышне глянулся, она ему секрет и раскрыла. Сыграли две свадьбы — один пир закатили в Пелыме, другую — в Кудымкаре. Вскоре у Кудыма появился наследник — богатырь Пера.

Мексиканские страсти на Коми-земле

Ему посвящен второй сезон остросюжетного коми-сериала. Пера прославился борьбой с Солнцем-Шонди, с лешими и с врагами пермяков. По одной из версий, светило он прогневал тем, что женился на его дочери Зарани (заре) — огненный шар счел брак неравным. Шонди обиделось и ушло — наступил в отдельно взятой местности ледниковый период. Однако Перу с супругой обогрела матушка Парма (тайга). Шонди раскалилось в ярости, да так что чуть всю землю не изжарило. И тут несколько развитий сюжета.

По одной версии Пера проучил солнце и отправил его отбывать срок в небесной колонии строгого режима (строго, чтоб за зимой — весна, за весной — лето). Другой миф повествует о том, что Зарань, во имя спасения человечества, покорилась отцу и бросила Перу, он правда отсудил себе детей. А отпрыски Перы — это как бы пермяцкие Адамы, Евы, Каины и Авели — первые люди то бишь. В этом ключе, правда, становится непонятным кого Кудым-Ош, словно Моисей, по тайге водил. Но, может, древним пермянам были известны какие-то чудо-технологии, позволяющие путешествовать во времени. Впрочем, вернемся к житию Перы-богатыря.

Его новой супругой стала вдова убиенного Перой лешего. Очень может быть, что новой спутницей силача стала молодая Баба Яга, лесного духа то по-пермяцки Ягмортом называют. Вот только счастливо с ней герой пермяков жил недолго. Однажды он застал ее в бане без кожи и волос. Испугался, да и пристукнул «красавицу» в состоянии аффекта. И за это ему ничего не было, ибо ходило среди коми поверье, что в волосах держится четвертая душа, а без шевелюры пышной, да без кожи человек как бы и не жив и не мертв. В общем, оправдали Перу за отсутствием состава.

Говорят, больше Пера с женщинами не связывался, только на лосей охотился, да пермяков от степной орды защищал. А, когда понял он, что пожил свое, то ли в землю к предкам чудинам ушел, то ли вместе с братьями своими обратился в глыбы Уральских гор. С именем богатыря связывают появление Эсперова городища на Каме. Оно находится рядом с Соликамском и, по одной из версий, могло быть первоначальной Солью Камской. Археологи датируют период жизни городища VII-XVI веками.

Топоним Пермь, образованный от Пера маа, что с финно-угорского обозначает «земля дальняя», также может быть связан с Перой. По мнению ленинградского ученого Владимира Соловьева, Пера маа можно перевести и как «земля Перы». Он же отождествляет северную Камско-Вычегодскую Пермь с легендарной Биармией, а Перу-богатыря со славянским богом громовержцем Перуном. Вот только кто чьим прототипом стал неясно: то ли Перун предок Перы, то ли наоборот.

АНЯ | 176.106.92.12

я знаю легенду про человека из СТАЛИ

Андрей | 89.106.238.41

Интересно было почитать. Спасибо.

Игорь | 78.37.101.3

Эхххх, всё бы хорошо, да коли бы не каша из баек и мифов в голове аффтара...)) Мифы и легенды - штука тонкая, ибо появлялись они от зари времён и до 70 годов прошлого века, руками современных писателей. Взять хоть вопрос появления такого персонажа как Зарань. Где в старых легендах вы его видели, а? То-то. Туда же - и появление Асыки и его синхронизация с Кудым-Ошем и Перой. А уж появление "финно-угорского" языка, да ещё и с которого Пера-Маа - означает "Земля дальняя" - это уже исключительно байкерство аффтара сего шедевра. Признаться, напомнило "переводы" некоторых современных блудословов вроде: "История" - в переводе со "славянского" (оказывается есть такой язык, видать наравне с "финно-угорским")- "из торы".)))
Термин "Пера маа", для справки, взят был из прибалтийско-финских языков как попытка найти этимологию термину "Пермь", или "Перемь", которым кстати изначально обозначалась Пермь Вычегодская. С какого перепугу Пермь Великая вдруг стала Биармией - это тоже пожалуй вопрос к уважаемому афтару, которая видать первоисточники вроде саги "Об Олафе Святом" читать не пробовала, либо в географии не сильна.
Словом: не надо пытаться стебаться над нашей историей и мифологией, коли в вопросе Вы не сильны. Юмор - дело хорошее, но применять его надо с головой и к месту.

Елена | 194.105.212.2

судя по мифу Кудым был сыном медведя .более ранний Перу -эфирный//11-12 тыс.лет назад был ледник //Перу--Перун-бог.какой вывод?7

Кирилл+1 | 95.161.250.141
роман сказал(а):
А я слышал иную легенду,о происхождении племени коми пермяков. Есть версия, что были они все спло...

Вы попробуйте медведицу поймать, с условием её скорости выше 50 км/ч, и силой удара лапы, явно превышающий прочности человеческих костей

роман | 188.17.86.113

А я слышал иную легенду,о происхождении племени коми пермяков. Есть версия, что были они все сплошь зоофилы, не зря в Кудымкаре даже памятник Кудым Ошу с медведем изваяли. Прежде ,чем жениться на девушке, коми пермяк должен был изнасиловать в лесу пойманную медведицу, дабы показать своё мужество...