Государева дорога. Путешествие по старинному тракту

Облака над «Государевой дорогой». | Фото 1

Когда-то, когда Россия-матушка была еще не так обширна, как сейчас, но процесс завоевания новых территорий шел уже очень активно на Руси и столкнулись с одной из главных национальных бед — с дорогами то бишь. Что бы стоили эти новые земли, не будь к ним нормальных подъездов, чтоб сам царь-батюшка по ним с ветерком мог прокатиться? Одна из таких великих дорог, соединяющая Европу и Азию, Москву со всеми дальними уголками огромной державы, прошла по землям Пермского края.

Царская магистраль, проходящая через Соликамск, Усолку, Сурмог, Ик, Чикман, Свердловскую область и Тюмень, не подводила важных туристов, купцов, да высоких чиновников, аж четыреста лет. По дороге возили соль, пушнину и прочие богатства Урала и Сибири. По этому же тракту гнали и ссыльных в Сибирь.

Артемий Бабинов и сорок помощников

Построил эту дорогу Артемий Бабинов, посадский человек из села Верх-Усолка, и его сорок верных помощников. Кажется, как так, сорок человек, а отгрохали дорогу федерального значения? Да и ещё с заметной «изюминкой» — весь государев тракт проходит по высшим точкам местных увалов с высотой в 200 метров, обходя многочисленные болота. Но Артемий Сафронович мужик был хитрый, не зря царь Фёдор Иоаннович наградил землями в верховьях Яйвы, именно он смекнул протянуть дорогу по древним тропам мансийцев.

Недавно мне представился случай воочию убедиться в грандиозности проекта Артемия Бабинова. Однажды на просторах всемирной паутины я наткнулся на объявление: «Ищу попутчиков, для регонсцинировки (разведки) Бабиновского тракта». «Ага, — подумал я, — рядом с моим городом, а я даже ничего не знаю про этот тракт». Позвонил Федору, он мне объяснил подробнее суть предстоящей вылазки, озвучил цену вопроса — 100 рублей, я аж подпрыгнул. А потом мы вообще в 70 рублей уложились — таких бюджетных приключений у меня еще не было.

Пешком в Сибирь…

Встретились с Фёдором, познакомились. Потом отъехали недалеко от Березников и приготовились идти пешком, словно Ломоносов их Архангельска до Питера. Идем, значит так, никуда не спешим, слышим сзади грохот КамАЗа. Подвёз он нас до нужного отворота и помчался по своим делам. А у нас впереди много неизведанного.

Нашим верным другом в походе стал GPS-навигатор, места хоть и глухие, но лесовозники наделали везде своих дорог, из-за которых мы постоянно сбивались с курса. Задача номер один для нас — отыскать сам тракт, ведь это при царях тут дорога была облагороженной, а потом вся бурьяном поросла. Почти час блуждали мы по лесу, устали, опечалились, и вот что-то появилось, сверяем координаты — то, что нужно.

Идем, периодически снимая с себя клещей, коих здесь как снега зимой. Местами отчетливо видно, что этой дорогой частенько пользовались лесопромышленники, навсегда убив целые участки тракта своей тяжеленной техникой. Некоторые участки непроходимыми сделала уже природа. А бывают отрезки, когда дорога вся из себя такая ровная-ровная, что на многие километры пронзает своим острием дремучую тайгу. Но самое главное здесь, это какой-то особый колорит, атмосфера дух. Да-да, тот самый, про который еще Александр Сергеевич писал с любовью в сердце.

Жили же люди

Крест на «Государевой дороге».И Федор еще всячески этот колорит поддерживает. Истории всякие, да байки рассказывает. И такими эти рассказы в моей голове становятся красочными. Остановились на Сурмоге рядом урочищем, я уже вовсю рисую в воображении пейзажи былой деревеньки. Рисую на заросших крапивой холмиках деревянные избушки с валящим из трубы дымком. Представляю, как раньше здесь парни с девушками собирались по вечерам на игрища всякие, как парочки встречались у березки, как детишки купались в речке… Прихожу в себя, а я один сижу у воды. Только эта водичка и плещется под ногами, да какая-то наглая птица орёт в небе изо всех сил.

Двинулись дальше, обходя вековые разрушенные мосты и гати. Следующая остановка — Ик, еще одна заброшенная деревня. Перегонные и почтовые посёлки идут здесь через каждые двадцать километров. Осматриваем каждый посёлок, а следов цивилизации и нет почти, зато отпечатков медвежьих лап пруд пруди. Порой, видишь, что след свежий, и как-то не по себе становится. Кто знает, что у зверя на уме, вдруг «поиграться» захочет?

Но мы, наконец, выходим к Ику. От поселка осталось два дома, один хоть и развалился на половину, но ещё пригоден для жилья. Второй — охотничий, новый, его мы выбрали для ночлега. Закат. Теплый ветерок. Ужин на природе. Красота…

Потом опять снимаем клещей. Федора два все же укусили. Он, конечно, подготовлен к таким сюрпризам, прививку сделал вовремя. Но мы все же решаем не рисковать, и придумываем пути отхода. В итоге договорились выйти «в люди» на день раньше.

Уходить всегда тяжело. Сколько в России еще таких грандиозных, но забытых объектов, поросших лесом, да болотами? А Бабиновка так и плутает одна в глуши среди брошенных селений и так до сих пор хранит свои тайны…

Гость | 13 Янв 2012 - 20:50 | #
Гость - фото автора

я тоже хочу летом попутешествовать по бабиновскому тракту, почти спланировал.Хотя живу в лысьве и мне 16 лет